Кессон подземного тоннеля в парке Наталка

12 декабря 2015 - Boss
Кессон подземного тоннеля в парке Наталка

  Гуляя по парку Наталка, прохожие наталкиваются на загадочное строение, назначение которого сложно определить. Эта конструкция является кессоном, элементом  подземного железнодорожного тоннеля, который пытались построить еще до Второй мировой войны.

    Есть множество источников информации об этом проекте. Предлагаю Вашему вниманию два из них.  В статье Секретный Киев: Тоннели под Днепром дается наиболее полное описание этого проекта и истории его реализации.
Проектом предусматривалось строительство двух подземных тоннелей под Днепром. Один — выше города по Днепру, второй — ниже. Строительство производилась в сороковые годы двадцатого века, сдача в использование предполагалась на 1944 год. Идея соорудить туннели была обусловлена военной потребностью — два железнодорожных моста, связывающие левый и правый берега реки Днепр, в случае военных действий могли быть просто порушены авиацией, оборвав доставку вооружений и пополнений для частей, стоящих на страже города Киева. Были воздвигнуты два туннельных прохода под руслом: Северный (Оболонь — Вигуровщина) и Южный (Жуков остров — Осокорки). Строительство проходило при полной секретности.
Делали тоннели с помощью кессонов. Что это такое? Представьте себе железобетонный короб, который перевернут вверх дном, а в дне — отверстие. Над ним отливалась железобетонная тоннельная секция, а в камеру кессона под давлением закачивалась вода, которая очень мощной струей размывала грунт. Образовавшаяся смесь воды с грунтом отсасывалась и подавалась наверх. Грунт вымывался, и кессон вместе с тоннельной секцией оседал вниз, шахта нарастала, образуя ствол, выложенный изнутри чугунными тюбингами или попросту говоря чугунными ребрами, распирающими землю под водой. Когда эта конструкция опускалась на заданную глубину, начинали горизонтальная проходку тоннеля, то есть продавливали грунт с помощью проходческого щита: домкраты толкали его вперед, а работники монтировали из чугунных тюбингов кольцо туннеля. Отталкиваясь от него, домкраты вместе со щитом проходили около метра (норма в сутки 70 сантиметров) и так день за днем.
В начале 1941 года на одном из щитов, который двигался с острова Водников в сторону левого берега, произошла авария. Сжатый воздух из тоннеля вырвался на поверхность воды и он мгновенно заполнилсяводой. Завершить строительство помешала война. В конце июля поступила команда из Москвы: работы прекратить, строительство законсервировать. Проходческие щиты и тюбинги затопили, а другое ценное оборудование засыпали землей в котлованах.
Кессон в парке Наталка на Оболони после его отливки из железобетона так и остался на поверхности. А южный тоннель был в значительной мере построен. Одна его сторона была на Жуковом острове, вторая — на Оскорках.Такой же кессон, как на Оболони, только уже погруженный в грунт на полную глубину можно увидеть на Оскорках: Садовая улица, 162 (фото справа).

Дополняет картину этого проекта видеоролик, размещенный в YouTube автором под именем Alexander Khizha

 




 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!